Рецензия на фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

Наш взгляд на экранизацию мемуаров Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже»

В 2020 году зрителю стала доступна экранизация мемуаров Карины Добротворской (редакционный директор Conde¢ Nast) «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже», в которых она в письмах бывшему мужу признается в самой сильной любви в ее жизни. Кинокритик и яркий представитель питерской богемы Сергей Добротворский погиб от передозировки наркотиков в 1997 году. Невероятно чувственное и откровенное произведение переложила на киноязык Ангелина Никонова. Что из этого получилось?

Я советую этот фильм к просмотру, и вот почему.

Картина повествует о той самой запоминающейся любви, но такой нездоровой, о женщине, которая вышла из этих отношений, но не была больше счастлива; о 90-х годах прошлого века глазами влюбленной пары, интеллигенции, а не клишированных преступников бандитского Петербурга. Это эстетически приятное кино. Романтично, красиво, впечатлительно. Анна Чиповская и Александр Горчилин, в главных ролях, сразу влюбляют зрителя в свою часть повествования.

Кира и Сергей — яркая пара, их отношения похожи на кино, а ещё они оба пишут о нём, но с разной степенью глубины и вовлечённости. Добровольский (фамилия в фильме чуть изменена) — уже тогда зрелый киновед, популяризатор Годара. Кира — молодая журналистка, которая любит искусство, но не настолько, чтобы правки редакторов её расстраивали до приступов бешенства.
История их красивых, но болезненных отношений показана в параллели с историей взрослой Киры, которая пишет свои «письма Серёже» много лет спустя после его смерти, гуляет по Нормандии с молодым любовником и размышляет о том, как она на самом деле несчастна.

«Девчонка» — чертовски романтичная, карамельно-ванильная история, в которой даже страшный эпизод с ножом выглядит не как дань современному разговору о домашнем насилии, а часть высокой трагедии. А на вершине этой трагедии стоит Женщина, которая выжила. Со своей высоты она уже не так критично оценивает отношения, которые ни в каком мире здоровыми не назовёшь. Зато может читать лекции о подлинной любви, которая переливается всеми гранями и превращает жизнь в оживший фильм.

И получается, что кино, созданное и сыгранное вроде бы яркими сильными женщинами своего времени, не развивает вкус публики, а тешит её самые приземлённые, как считается, вкусы. Вкусы тех, кому нравятся многосерийные мелодрамы с лестницами и книжки в мягкой обложке с названием «Лето полное слёз». Набор уверенных напыщенных клише в закадровых монологах Киры действительно сложно слушать без скептической усмешки.

Но вот в чём загвоздка: самые важные для героини формулировки о любви были взяты из мемуаров Карины Добротворской. И если эта женщина, чья история в утрированном киновиде сейчас стала достоянием страны, действительно так думала о своих отношениях и писала о них вот этими словами, так почему бы не принять её правду? В конце концов, говорят же нам сомелье, что главное ощущение от вина наше собственное, а не то, которое написано в учебнике.

Фильм достоин просмотра, несмотря на то, что большинству кинокритиков он не
понравился и подвергся низким оценкам.

Влада Краилова, специально для Open News Media