Любимым персонажам исполнилось 80 лет. Но они не стареют. Как и прежде, современные дети, да и взрослые, с упоением смотрят на приключения этой парочки. Как все начиналось, за что проекту дали семь «Оскаров», оправданна ли критика в излишней жестокости и почему сериал актуален и сегодня — в материале далее.
Пробы и ошибки
В конце 30-х годов перед молодыми режиссерами (обоим было тогда чуть меньше тридцати) Уильямом Ханной и Джозефом Барберой руководство Metro-Goldwyn-Mayer поставило почти невыполнимую задачу. Требовалось придумать сюжет, который мог бы конкурировать с сериалами о Микки Маусе (The Walt Disney) и Баггзом Банни (The Warner Bros.).
Первой идей Барберы было соперничество лисы и собаки, позже выбрали кота и мышонка. Продюсер Фред Куимби дал режиссерам добро на один эпизод, хотя идею встретили прохладно.
В самом первом мультфильме «Кот получает пинка» (Puss Gets The Boot — «Кот получает сапогом/пинка» — измененное Puss In The Boots — название сказки «Кот в сапогах» Шарля Перро), который показали в кино 10 февраля 1940 года, у главных героев не было имен. После премьеры Ханна и Барбера занялись другими проектами.
Ситуацию изменило письмо от Бесы Шорт, директора кинотеатра в Техасе, с вопросом о том, когда ждать продолжения истории о коте и мышонке. Ханна и Барбера вернулись к коту и мышонку, сделав к 1954 году 110 серий.Кота сначала звали Джаспер, а мышонка — Джинкс. Но возникли сомнения, и решили провести конкурс в студии. Победил режиссер-аниматор Джон Карр, предложивший назвать главных героев Томом и Джерри — был тогда такой популярный рождественский коктейль.
Всеобщее признание
«Тома и Джерри» можно смотреть бесконечно. «Это шедевр, это кайф. Мы все на нем выросли. Он ломает стереотипы, он жизнеутверждающий, юмор прекрасный и сделано великолепно», — говорит режиссер сборника фильмов «Колыбельные мира» Лиза Скворцова.
Ее любимая серия — «Кошачий концерт» (1947). Пианист-виртоуз Том играет на рояле «Венгерскую рапсодию № 2» Ференца Листа, а Джерри пытается ему помешать. Аниматоры тщательно изучали игру на фортепиано композитора — автора музыки к мультфильму — Скотта Брэдли, чтобы верно передать движения его пальцев. А вопил за кота почти во всех сериях сам Уильям Ханна, не указывая это в титрах.Всего мультипликационная пара «Том и Джерри» заработала семь «Оскаров» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» с 1943 по 1953 год — побив рекорд студии Disney.Обычно на один эпизод уходило шесть недель, заранее готового сценария не было, истории сочинялись параллельно с отрисовкой.
Людей в кадре показывали в полный рост, но без лица, подчеркивая их второстепенную роль. Позже мультсериал обвинили в пропаганде расизма за отношение главных героев к чернокожей домработнице. Ее прозвище Мамочка — Два Тапочка (Mummy — Two Shoes) говорит само за себя.
Можно ли это смотреть детям?
Критиковали режиссеров и за безжалостность, но многие специалисты считают эти претензии необоснованными, поскольку главное в мультфильме — юмор.»Я понимаю, почему против него восстают: выдержать то, что переживает Том, — нельзя. И ребенок в какой-то момент, уже на третьей-четвертой сцене понимает, что показанное просто невозможно, — отмечает Екатерина Бурмистрова, практикующий психолог, автор книг и мать 11 детей. — Наверное, дети, выращенные на одном «Томе и Джерри» получили бы искаженное представление о мире, но такую ситуацию сложно представить».
С ней согласна программный директор Большого фестиваля мультфильмов (БФМ) Мария Терещенко: «Действительно, есть исследования, показывающие, что без комментариев родителей просмотр таких мультфильмов может кратковременно провоцировать у детей асоциальное поведение».
Но все равно эксперт считает «Том и Джерри» гениальным произведением из-за штучного и изобретательного подхода создателей: «Это хоть и сериал, но по сути абсолютно авторское и до сих пор непревзойденное кино в жанре клоунады, заставляющее вспомнить о представлениях народного площадного театра с его грубоватым юмором, пинками и затрещинами».
Наш ответ
Советский «Ну, погоди!» часто сравнивали с «Томом и Джерри». Но наш мультфильм куда более социальный, ведь, в отличие от настоящих животных, которые живут в человеческом доме, заяц и волк — интеллигент и хулиган. Этим можно объяснить, почему один выглядит вневременным, а второй все-таки — ретро, с хитами Пугачевой и автоматами газировки.В истории про кота и мышонка, которая создавалась накануне Второй мировой войны, Мария Терещенко тоже видит примету времени — осознание непреодолимости природных конфликтов.
По материалам РИА Новости: https://ria.ru/20200225/1564971373.html